ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА "Я - КУЛИНАР"


Пояснительная  записка

Настоящая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой и рассчитана на изучение факультативного курса «Я-кулинар» учащимися 7-9 классов - 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
Настоящая программа ориентирована на обеспечение социальной адаптации учащихся коррекционной школы, в плане облегчения приобретения навыков, значимых для жизненных обстоятельств учащихся в социальной среде
Составление программы обосновывается актуальностью происходящих изменений в системе образования и в обществе в целом в сторону совершен­ствования подходов к обучению и воспитанию. На основании ст. 14 Закона «Об образовании» необходимо «ориентироваться на обеспечение самоопределение личности, создание условий для самореализации, развития общества, укрепление и совершенствование правового государства». Реформа в системе образования нацеливает на разработку эффективных образовательных технологий на основе уже имеющихся теоретических знаний.
Роль и место данной программы в  целостном процессе развития личности состоит в выработке нормативного документа в котором очерчивается круг основных знаний, умений и  навыков, подлежащих усвоению на занятиях о «Технологи  приготовления пищи в домашних условиях» для работы с детьми с ограниченными возможностями.
Т.к. пока еще не существует общепризнанных клинических программ по данному разделу в системе  трудовой подготовки для категории детей с отклонениями в развитии. Которые служили бы   основанием для составления рабочих планов. В которых можно было учесть местные условия, национально-региональный компонент, учесть уровень   подготовленности детей, возможности методического потенциала, навыки самообслуживания необходимые на момент окончание школы-интерната.
Целью программы является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работ по приготовлению пищи.
Предусматривается ознакомление с доступными кулинарными знаниями.
·        знакомство с общими сведениями о продуктах питания.
·        процесса первичной и тепловой- обработки.
·        знакомство с инвентарем и посудой, уход за н.
·        санитарно-гигиенические требования и техника - безопасности при работе.
·        а также с доступной   технологией приготовления пищи.
Но своей направленности эта программа предназначена  для решения   следующих задач:
1.     она должна быть переходом от количественного накопления знаний к качественному преобразованию, состояния готовности ученика к жизни   в обществе.
2.     повышение результативности знаний и умений, способствующих самообслуживанию.
3.     самостоятельное воспроизведение полученных навыков в меняющихся жизненных ситуациях.
4.     умение оперировать с минимальным набором продуктов.
5.     повышение культурно- бытовых и санитарно-гигиенических навыков.
Формами работы с детьми являются традиционные словесные, наглядные и практические методы. В своем большинстве разделы программы  на проведение практических работ. Чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами приготовления пищи.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут быть использованы как коллективные так и индивидуальные формы организации, практических работ.  такие формы воспитательной деятельности, несущие в себе наполнение детской духовности   как красота и доброта, общение и коллективизм. Однако при любой форме организации занятий, каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Отводится время для изучения правил по технике безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, приспособлениями,  колющими и режущими предметами, навыки обращения с кипятком, стеклянной посудой.
Необходимо постоянно    обращать внимание на санитарно-гигиенические требования во время выполнения различных работ.
Любые отступления от правил предполагают более детальную проработку с целью дальнейшего устранения. В качестве обоснования содержания программы следует понимать ту систему знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимы для овладения учащимися в процессе обучения.
Программа рассчитана на  обучение детей с отклонениями в развитии и строится по типу линейной программы разработанной Б.Скиннером. Она состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. Такая модель должна быть легкой для усвоения, иметь практическую направленность.
В программу включены разделы: 
1.Использование овощей для приготовления пищи.
2.Использование ягод и фруктов   для приготовления  пищи.
3.Использование круп для приготовления пищи.
4.Использование макаронных изделий для приготовления пищи.
5.Горячее блюдо(1 блюдо).
6.Использование рыбы для приготовления пищи.
7.Использование   молока для приготовления пищи.
8.Использование муки для приготовления  пищи.
9.Горячее блюда (2 блюдо).
10.Использование    полуфабрикатов для приготовления пищи.

Общая характеристика факультативного курса

Разделы, включенные в программу должны способствовать адаптации ребенка  самостоятельной жизни во время ведения   домашнего хозяйства. При определении содержания и объема учебного материала сообщаемого на занятиях был учтен принцип систематичности, преемственности и последовательности обучения. Программа отражает межпредметное взаимодействие с целью   выработки более прочных навыков. При сообщении нового материала используется опыт учащихся, как база для расширения знаний. Учащиеся привлекаются к получению продуктов со склада школьной столовой, что имеет значение в плане бережного отно­шения к продуктам питания, экономного ведения домашнего хозяйства.
Все практические работы выполняются   непосредственно в оборудован­ном помещении по типу домашней кухни, оснащенной по среднему достатку. Что в значительной степени способствует адаптации, развитию эстетического вкуса, мотивации к аналогичной жизненной обустроинности. При изучении курса по «Технологии приготовления пищи в домашних условиях», используются    технологические карточки, схемы, таблицы, муляжи, образцы, плакаты, карточки задания. В виду обратной связи отслеживание и оценивание результатов освоение программы предполагает самостоятельные   работы без вмешательства взрослого, с последующими разборами результатов работы, нахождение ошибок с вариантами исправления их.

Личностно межпредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса

Изучение программы должно способствовать развитию навыков самообслуживания умению при наличии минимального набора продуктов приготовить пищу для обеспечения собственной жизнедеятельности. Условием эффективной реализаций программы предусматривается одновременное привлечение к занятиям не более -6 человек. Что способствует    большей контактности учеников во время взаимодействия со взрослым. Возможность каждому принимать участие в процессе приготовление пищи, более гибкому подходу к каждому ученику. Отличие данной программы от предложенных разделов «Кулинарии» для массовых школ, автор Симоненко (Программа просвещения 5-7 класс)  состоит в следующем: Для массовых школ программа рассчитана на постепенное изучение из года в год не больших разделов по кулинарии. Когда у умственно отсталого ребенка общее развитие,  способствующее усвоению, сдвигается на более позднюю возрастную динамику, при развитии способности организация собственной целенаправленной деятельности и  развитие, элементарных трудовых действий. В программе речь идет о сложной, многоплановой   работе по решению давно наболевшей проблемы  «неблагополучной семьи», положение ребенка в этой ситуации и помощи ему в плане адаптации. Работа над программой нацелена на изменение аномального «механизма» в русло личностной направленности, изменение условий жизни, потребительского отношения. В силу сложившихся социальных изменений в обществе выпускники наших школ лишены   возможности трудоустройства с использованием кулинарных. И поэтому предложенная программа в качестве своем прослеживает мысль - самообслуживание. И важным компонентом   является, исследовательский момент, то есть осмысление собственной деятельности.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Ермакова В.И. Основы кулинарии. Учебное пособие. Москва
«Просвещение»1993г.
2.Лабзина А.Я. Васильченко Е.В. Обслуживающий труд 4 класс Издательство «Просвещение»1983г.
3.Столярова С.И. Обслуживающий труд 7-8 класс Москва «Просвещение»1985г.
4.Атутова П.Р. Полякова В.А. Трудовое обучение 7 класс Москва
«Просвещение »1990 г.


Содержание факультативного курса

Введение (2 часа)
Знакомство с учащимися. Беседа о содержании и значении факультативного курса «Я-кулинар». Знакомство с кабинетом, с установленными правилами поведения в нем. Обязанности дежурных и учащихся. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях. Знакомство со спецодеждой для занятий и санитарными требованиями к ней. Правила личной гигиены. Закрепления рабочих мест и разъяснение правил ухода за оборудованием. Порядок хранения посуды и продуктов. Аккуратное и бережное отношение к продуктам питания.
1.Использование овощей для приготовления пищи (10 часов)
Тематика:
Бутерброды, виды бутербродов, технология приготовления бутербродов, формы нарезки, основные продукты для бутербродов. Отварное яйцо, приготовление яичницы, проверка доброкачественности яиц. Закуски салаты, винегрет). Блюда из сырых и вареных овощей.
Теоретические сведения:
Значение овощей для жизни человека. Виды овощей /название, классификация/.Качественная оценка готового блюда.
Первичная обработка /последовательность/.Нарезка овощей. Кулинарное использование форм нарезки. Приспособления для нарезки. Использование гастрономических продуктов. Качественная
Практические работы:
Выполнение первичной обработки овощей. Нарезка разными способами, дальнейшее использование нарезки для приготовления закусок. Заправка. Первичная обработка яиц, проверка доброкачественности. Отваривание яиц, приготовление яичницы, блюд из них.
Приемы работы:
Работа с ножами, терка, кипящей жидкостью. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Соединение нарезанных овощей. Оформление готового блюда Сервировка. Синхронность работы обеих рук при резании. Пользование печатными инструкциями к различным блюдам приготавливаемых из овощей, гастрономических продуктов. Самостоятельная работа и анализ ее качества:
Объекты работы:
Приготовление салата.
Приготовление винегрета.
Приготовление бутерброда.

Межпредметное взаимодействие:
Естествознание - овощи, строение яйца. Математика- расчет закладки продуктов.

2. Использование ягод, сухофруктов, фруктов для приготовления пищи (6 часов)
Тематика:
Заваривание чая. Горячие напитки (кисели, компоты).
Теоретические сведения:
Сырье для сладких блюд. Первичная обработка ягод (мытье, замачивание, промывание, протирание через сито, переборка). Отжатие сока. Приготовление сиропа. Использование листьев, лиан, стеблей растений для приготовления чая.
Практические работы:
Выполнение первичной обработки исходного сырья. Приготовление сиропа, разведение крахмала. Приготовление    киселя, компотов,  заваривание чая.
Приемы работы:       
Работа с кипящей жидкостью, с разведенным крахмалом. Приемы работы с дуршлагом. Соблюдение закладки. Оформление готового блюда. Сервировка. Самостоятельная работа и анализ ее качества:
Объекты работы:
Приготовление киселя.
Приготовления компота.
Заваривание чая.

Межпредметное взаимодействие:      
Естествознание- распространенные плоды растений, обнаружение крахмала в картофеля. Математика- расчет нормы продуктов.

3. Горячее (1-ое блюдо) блюдо (6 часов)
Тематика :
Суп. Борщ. Рассольник. Тушеный картофель.
Теоретические сведения:
Виды бульонов. Приготовление бульонов. Специфика нарезки овощей для супов, борщей, щей, рассольника. Виды супов, классификация супов. Последовательность закладки. Заправка. Первичная обработка крупяных изделий.
Практическая работа:
Приготовление бульонов. Первичная обработка крупяных изделий. Первичная обработка овощей. Нарезка овощей.  Закладка продуктов. Заправка.
Приемы работы:
Работа с ножом, теркой. Оформление готового блюда. Соблюдение закладки. Соединение компонентов с кипящей жидкость. Самостоятельная работа и анализ ее качества.
Объекты работы:
Приготовление супа.
Приготовление борща
Приготовление рассольника
Приготовление тушеного картофеля

Межпредметное взаимодействие:
Естествознание - домашние птицы, домашние и дикие животные их роль для жизнедеятельности человека. Математика-расчет нормы продуктов.

4. Использование  рыбы для приготовления пищи(10 часов)
Тематика:
Рыбный бульон /с зеленью и  гренками/.Рыба жареная, отварная, заливная. Уха /рыбный суп/.Суп с рыбными консервами. Рыбные котлеты /биточки /.
Теоретические сведения:
Знакомство с видами рыб. С кулинарной рыбной продукцией. Определение свежести рыбы. Хранение. Первичная обработка рыбы - чистка, потрошение, оттаивание, шинковка, нарезка на филе. Подготовка котлетной массы. Пользование мясорубкой, пропускание через нее. Панирование в муке, соли, сухарях. Виды тепловой обработки рыбы( жареная отварная,  заливная).  Приготовление рыбного супа.
Практическая работа:
Приготовление бульона.
Первичная обработка рыбы.
Нарезание на порционные куски, шинкование.
Приготовление котлетной(рыбной)массы.

Приемы работы:
Нарезание в зависимости от закладки. Синхронность работы обоих рук при разделки ножом. Пользование мясорубкой, ножом, рыбочисткой. Приемы работы с раскаленной сковородой и жиром.
Объекты работы:
Рыба отварная.
Рыба жареная.
Рыбные котлеты.
Суп с рыбных консервов.
Уха.

Межпредметное  взаимодействие:
Естествознание - рыбы. Математика-расчет при нарезании на порционные кусочки.

5.Использование макаронных изделий для приготовления пищи(6 часов)
Тематика:
Использование отварных макаронных изделий, как самостоятельного блюда. Запеканки. Лапшевики. Суп с макаронными изделиями.
Теоретические сведения:
Виды макаронных изделий. Первичная подготовка. Время варки. Хранение. Требование к готовому блюду.
Практическая работа:
Первичная подготовка. Соединение с кипящей жидкостью. Приготовление массы для запеканок и лапшевиков. Соединение массы. Заправка.
Приемы работы:
С дуршлагом.
С куриным яйцом.
С духовым шкафом.
Самостоятельная работа и анализ ее качества.

Объекты работы:
Отварные макароны.
Запеканки.
Лапшевики.
Суп с макаронными изделиями.

Межпредметное взаимодействие.
Математика – расчет закладки продуктов.

6.Использование молока для приготовления пищи(4 часа)
Тематика:
Молочные супы ( с крупами и макаронными изделиями).Каши на молоке. Горячие напитки (кипяченое молоко, какао).
Теоретические  сведения:
Молоко и молочные продукты их значение для человека. Хранение. Кипячение молока из цельного молока. Использование сухого молока. Требование к качеству блюд из молока.
Практическая работа:
Работа с цельным и сухим молоком.
Работа с крупами и макаронными изделиями.
Работа с какао.

Приемы работы:
С кипящим молоком. Соединение компонентов с кипящей жидкостью. Разведение какао. Самостоятельная работа и анализ ее качества.
Объекты работы:
Молочный суп с крупой.
Молочный суп с макаронными изделиями.
Каши на молоке.
Горячие напитки с использованием молока.

Межпредметное взаимодействие:
Естествознание- молочные продукты от коров, дерево какао.
Математика-расчет закладки продуктов.

7.Использование крупы для приготовления пищи(12 часов)

Тематика:
Приготовление круп как самостоятельного  блюда (каш, гарниров). Приготовление супов с использованием овощей и круп. Манные  котлеты. Запеканки с использованием круп.
Теоретические сведения:
Виды круп. Первичная обработка(переборка, обжаривание, просеивание круп, замачивание). Хранение. Количество воды и соли для варки каш. Приготовление вязких, жидких, густых и рассыпчатых каш. Крупяные котлеты.
Практическая работа:
Первичная обработка крупы. Первичная обработка овощей.  Приготовление крупяной массы для котлет. Приготовление массы для запеканки.
Приемы работ:
Замачивание круп, переборка, подсушка, обжаривание, замачивание. Соединение с кипящей жидкостью. Соблюдение  закладки. Работа с духовым шкафом. Самостоятельная работа и анализ ее качества.
Объекты работ:
Приготовление каши на воде. Приготовление супа с использованием овощей и круп. Приготовление крупяных котлет. Запеканки с использованием круп.
Межпредметное взаимодействие:
Естествознание- злаки, бобовые.
Математика-расчет закладки продуктов.

8.Горячее (2-ое блюдо)блюда (4 часа)

Тематика:
Приготовление картошки жареной. Приготовление отварного картофеля. Картофель-пюре. Тушеный картофель. Тушеная капуста.
Теоретические сведения:
Первичная обработка овощей. Тепловая обработка(жарка, варка, тушение).Работа с толкушкой. Первичная обработка квашенной капустой.
Практическая работа:
Первичная обработка картофеля, капусты. Тепловая обработка картофеля. Варка, тушение, заправка.
Приемы работы:
Работа с толкушкой, ножом. Работа с режущими инструментами. Использование электроплиты и газовой плиты. Самостоятельная работа и анализ ее качеств.
Объекты работы:
Жареная картошка.
Отварной картофель.
Картофель – пюре.
Тушеный картофель.
Тушеная капуста.

Межпредметное взаимодействие:
Естествознание - овощи.

9.Использование муки для приготовления  пищи(10 часов)
Тематика:
Сдобное тесто. Дрожжевое. Песочное. Бисквитное. Блины. Оладьи. Клецки. Тесто для пельменей, лапши. Хворост.
Теоретические сведения:
Сырье для муки. Виды теста. Классификация теста. Компоненты для замеса теста- дрожжи, соль, сода, маргарин, яйцо. Способы приготовления теста. Замес. Придание формы. Режим выпечки. Тепловая обработка. Особенности выпекания. Приспособления, инструменты для приготовления теста. Требование к качеству изделий из теста.
Практическая работа:
Замес теста. Время для растрагивания. Вымешивание теста. Формование изделия. Выпекание.
Приемы работы:
С формочками, веселкой, нарезками. Вылепливание, скатывание, расплющивание теста. Заполнение начинкой, смазывание, присыпка готового изделия, прокалывание. Использование остатков теста для дальнейшей работы. Размещение на противне. Приемы вымешивания теста. Самостоятельная работа и анализ ее качества.
Объекты работы:
Блины, Оладьи, Рогалики, Пельмени, Домашняя лапша, Печенье.
Межпредметное  взаимодействие:     
Математика-представление  о геометрических фигурах, расчет закладки.

10.Использование полуфабрикатов в приготовление пищи(2 часа)
Тематика:
Консервы для приготовление пищи. Концентраты. Лапша быстрого приготовления.
Теоретические сведения:
Определение срока годности консервов по штампу на упаковки. Требование к готовому блюду из концентратов и консервов.  Применение указанного на упаковке  способа приготовления.  Заправка блюд   из полуфабрикатов.
Практическая работа:
Суп с консервами. Суп из концентратов. Суп из лапши быстрого приготовления. Лапша как самостоятельное блюдо.
Приемы работы:
С кипящей жидкостью. С ножом для открывания консервных банок (правильная хватка инструмента). Самостоятельная работа и анализ ее качества.
Объекты работы:
Приготовление  супа из консервов.
Приготовление супа из концентратов.
Приготовление жидкого супа из лапши быстрого приготовления.

Межпредметное взаимодействие:
Развитие устной речи-связные высказывание по затрагиваемы в беседе вопросам.

Основные требования к умениям и знаниям учащихся:

Четко, организованно приступать к  выполнению работ, реагировать на коррективы взрослого. Знать и уметь ориентироваться в основных несложных блюдах. Уметь их выполнять. Пользоваться элементарными приемами работы с инвентарем. Уметь организовать работу по приготовлению пищи, осуществлять контроль за своими действиями. Самостоятельно подбирать посуду, инвента­рь для работы. Употреблять  в речи кулинарные  термины. Давать словесный отчет во время приготовления пищи. Уметь придерживаться плана при выполнении блюда. Выполнять новый вид работ с помощью учителя а ранее выполненных самостоятельно. Уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления блюда.
Учебно-тематическое планирование
с определением основных видов деятельности обучающихся



Тема занятия

Практическая работа


1.      
Введение
Знакомство с  факультативным курсом «Я-кулинар», беседа.
2
2.      
Виды овощей. Их значение в жизни человека. Нарезка овощей.
Нарезка овощей разными способами,
дальнейшее использование нарезки для приготовления закусок.
2
3.      
Бутерброды. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов.
Приготовление бутербродов.
2
4.      
Закуски. Технология приготовления салата.
Приготовление салата.
2
5.      
Закуски. Технология приготовления винегрета.
Приготовление винегрета.
2
6.      
Яйцо. Хранение. Первичная обработка яиц. Блюда из яиц.
Приготовление блюд из яиц.
2
7.      
Горячие напитки.(заваривание чая, какао)
Приготовление чая, какао
2
8.      
Горячие напитки. Технология приготовления киселя.
Приготовление киселя.
2
9.      
Горячие напитки. Технология приготовления компота.
Приготовление компота.
2
10.                        
Первые блюда. Супы, виды супов. Требования к готовому блюду.
Приготовление супа.
2
11.                        
Виды бульонов. Приготовление бульона. Приготовление овощей для борща. Технология приготовления борща.
Приготовление борща.
2
12.                        
Технология приготовления рассольника.
Приготовление рассольника.
2
13.                        
Первичная обработка. Хранение. Приготовление блюд из картофеля (тушеный картофель, картофельное пюре, фаршированный картофель). Технология приготовления картофельного пюре.
Приготовление блюд с использованием картофеля.
2
14.                        
Виды рыб. Первичная обработка рыбы.
Приготовление рыбного бульона  (с зеленью и гренками).
2
15.                        
Виды тепловой обработки рыбы.
Приготовление рыбного супа (уха).
2
16.                        
Составление технологии приготовления рыбного супа.
Приготовление супа с использованием рыбных консервов.
2
17.                        
Технология приготовления котлетной массы из рыбы (рыбные биточки).
Приготовление рыбных котлет.
2
18.                        
Технология приготовления жареной рыбы.
Приготовление жареной рыбы.
2
19.                        
Макаронные изделия. Блюда из них. Требования к готовому блюду.
Приготовление отварных макаронных изделий (с маслом).
2
20.                        
Технология приготовления молочного супа с макаронными изделиями.
Молочный суп с макаронными изделиями.
2
21.                        
Технология приготовления лапшевика.
Приготовление лапшевика.
2
22.                        
Молоко, молочные продукты их значение в жизни человека.
Приготовление молочного супа.
2
23.                        
Горячие напитки (кипяченое молоко, какао).
Приготовление горячих напитков с использованием молока.
2
24.                        
Крупа. Виды круп. Первичная обработка круп. Хранение. Технология приготовления каши.
Приготовление   каши.
2
25.                        
Каши. Виды каш. Технология приготовления каши на молоке.
Приготовление каш с использованием молока.
2
26.                        
Технология приготовления запеканки.
Приготовление запеканки.
2
27.                        
Технология приготовления манных котлет.
Приготовление манных котлет.
2
28.                        
Составление технологии приготовления крупяных гарниров.
Приготовление гарнира из крупы.
2
29.                        
Составление технологии приготовления супа с крупой.
Приготовление супа с крупой.
2
30.                        
Мука. Сырье для муки. Классификация теста. Технология приготовления печенья.
Приготовление печенья.
2
31.                        
Сдобное тесто. Технология приготовления пирога (с начинкой).
Приготовление пирога.
2
32.                        
Технология приготовления пресного теста.
Приготовление изделий из пресного теста.
2
33.                        
Технология приготовления дрожжевого теста.
Приготовление изделий из дрожжевого теста.
2
34.                        
Технология приготовления блинов (оладьей).
Приготовление блинов (оладьей).
2
35.                        
Использование полуфабрикатов для приготовления  пищи.
Приготовление блюд из полуфабрикатов
2


Всего часов:



70



Литература.

1.Ермакова В.И. Основы кулинарии. Учебное пособие. Москва
«Просвещение»1993г.
2.Лабзина А.Я. Васильченко Е.В. Обслуживающий труд 4 класс Издательство «Просвещение»1983г.
3.Столярова С.И. Обслуживающий труд 7-8 класс Москва «Просвещение»1985г.
4.Атутова П.Р. Полякова В.А. Трудовое обучение 7 класс Москва
«Просвещение »1990 г.





Комментариев нет:

Отправить комментарий