Добрый день и добрый час! Рада в блоге видеть вас! Заходите и читайте. Комментарии свои тоже оставляйте! Если время поджимает и аккаунт вам не нужен. Поболтать по - быстрому мы в ЧАТЕ можем.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА


 «ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ»

Пояснительная записка
Воспитательная система классного коллектива рассчитана на срок обучения с 5 по 9 класс. В связи с меняющимися условиями жизни в обществе, воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  приоритетным. Проблема воспитания  заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений. Ведущей идеей разработки научного обоснования модели   воспитательной работы является идея современной гуманистической философии, психологии, педагогики о человеке как высшей ценности и субъекте собственной жизнедеятельности, о значимости периода детства в освоении культуры, духовности, нравственно-этических и социальных ориентиров, определяющих саморазвитие и самоактуализацию развивающейся личности.
Программа определяет форму организации будущей деятельности и условия  достижения поставленных целей.
Программа включает:
o   стратегические идеи;
o   анализ ситуации и обоснование целей;
o   способы разрешения проблемных ситуаций.

Психодиагностический инструментарий, используемый при внедрении модели воспитательной системы класса.
Для 5-6 класса:
1.Проективные методы (рисунок «Несуществующее в мире животное»                   
            «Самый радостный (грустный) день в школьной жизни» и т.п.).
2.Личностный опросник CPQ Кеттелла (детский вариант).
3.Социометрия.
4.Модифицированная анкета Б. Басса (направленность личности).
5.Сочинения на темы «Мой класс», «Что меня радует в нашей школе»,
            «Мои одноклассники» и др.
Для 7-9 класса:
1.Проективные методы исследования.
2.Социометрия.
3.Личностный опросник CPQ Кеттелла (16 PF ).
4.Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
5.Цветовой тест Люшера.
6.Тесты профориентации Климова, Голланда, ДДО.
Hand-тест.
7.Тест Айзенка.
8.Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Цель воспитательной работы:
создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешной социализации в обществе, чтобы воспитательное  пространство стало  пространством самовыражения личности ребенка.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся. Среди них можно отметить следующие:

·         Проблемы, существующие в общении между людьми;
·         Безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе;
·         Падение интереса к знаниям;

Основные задачи:

1.формирование и развитие коллектива класса.
2.создание благоприятных условий для обучающихся.
3.формирование здорового образа жизни.
4.гуманизация отношений между обучающимися.

Деятельность по моделированию воспитательной системы класса можно представить как трехэтапный  процесс проектируемый учителем :


Диагностика
Организация общения
Организация взаимодействия
Для получения необходимой информации использую социометрическую матрицу

Главное направление  воспитательной деятельности - развитие умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступает:
1. совместное планирование творческого дела.
2. совместный выбор главного направления в работе
3.  ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела
В этом плане следует отметить два основных момента:
1. побуждение к деятельности происходит через поощрение
2. раскрытие "малых талантов" имеющихся у каждого ученика


Все вышесказанное определило основное направление в работе – отношения между учащимися класса и взрослыми осуществлять по принципу сотрудничества. Т. е.

 ТРИ Д:  доверие + доброжелательность + диалог  -    это формула должна характеризовать отношения в классе.

Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие понятия:  как «добро»,  «доброта»,  «коллектив», « уважение», «доверие»,  « индивидуальность», « самостоятельность», 
«сотрудничество», «взаимопомощь».

Создать коллектив означает только одно -  учить  детей совместному взаимодействию.

В своей работе  стремлюсь,    чтобы эти ценности составляли основу деятельности класса,  проявлялись в общении и отношении не только в классе, но и вне класса, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ученика. Соблюдение субординации при обращении с  детьми, безусловно, но все же: быть с  ними на равных очень важно, для общения.


Особая роль в системе работы классного сообщества отводиться самооценке, воспитанию коллективом, самостоятельности, исправлению своих ошибок.
    
Доминирующий вид  деятельности   способствующий
формированию класса:
игры,
игры – путешествия,
коллективная творческая деятельность,
беседы,
уроки – общения,
соревнования,
упражнения,
конкурсы,
КВН,
викторины,
тренинговые занятия,
библиотечный час,
участие в школьных  праздниках,
занимательные игры.




 




















игры,


Поэтому основными направлениями деятельности являются:

общение
учеба
досуг
здоровье
научно – методическая работа
Изучение положения каждого ребенка в коллективе и проблем в общении
Изучать и влиять на кругозор учащихся, обогащение представлений об окружающем мире
Изучение интересов во внеурочное время
Пропаганда здорового образа жизни 
Систематическое изучение методической литературы,  мониторинг, диагностика, консультирование у психолога, работа с документами, участие в работе методического объединения классных руководителей
Каждый новый учебный год начинается с социометрического исследования классного коллектива, которое помогает:
1.выявить лидеров класса (это не всегда можно увидеть посредством  наблюдения)
2.отследить наличие групп и их взаимодействие между собой;
3.увидеть динамику межличностных отношений в коллективе;
4.понять, кто из ребят чувствует себя дискомфортно в коллективе и др.

Создание модели воспитательной системы невозможно без глубокого и детального изучения учащихся.
Незаменимым диагностическим средством является социометрическая матрица Р.Желя.

1. В классе несколько лидеров (позиция которых, как я сказал, так и будет)
2. Группа детей занимающих среднюю позицию (мне ничего не надо здесь я для того,  чтобы учиться)
3. Группа аутсайдеров («со мной никто не хочет общаться, я не люблю этот класс»)

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван "этапом отстранения", предоставления ученикам максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и способностей к педагогическому мастерству.

 Поэтому организацию общения и взаимодействия рассмотрим в контексте одного из замечательных открытий педагогики - методики коллективных творческих дел И.П. Иванова.
Эта методика представляет альтернативный подход к воспитанию - творческое развитие учеников во взаимодействии с учителем.
В основе методики - приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с учителем ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение учителя с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей.
Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности на уже известных вам принципиальных основах. Не от рождения дети несут в себе добро и стремление к счастью. Эти качества - результат незаметного воспитания посредством создания условий для самовоспитания. Секрет сотрудничества состоит в том, как эти условия создаются, в чем состоит организаторская деятельность учителя как старшего товарища, а не как ментора.
В этом плане следует отметить два основных момента:
- побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие "малых талантов", имеющихся у каждого ученика;
- творчество обязательно во всем, потому что дети, освобожденные от назойливой опеки старших, но погруженные в условия необходимости поиска самостоятельных решений, все делают творчески, с полным напряжением внутренних сил.

Механизм развития личности - это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела.
 Рассмотрим два варианта алгоритмов творческой деятельности:
·         в макрогруппе (параллель классов, школа, объединение по интересам)
·          в микрогруппе (класс, команда,отряд,бригада).
Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.

Полезными могут быть правила Д.Карнеги:
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
 Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
 Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне»

Главное направление незаметной воспитательной деятельности - развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступают: 
-совместное планирование творческого дела;
-совместный выбор главного направления в работе;
-ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела;
-распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Алгоритм организации творческой деятельности в микрогруппе состоит в последовательной реализации шести стадий:
1. Предварительная работа учителя с  инициативой, определение роли творческого дела (далее - ТД) в жизни микрогруппе, постановка возможных задач, разработка вариантов ТД как примеров для выбора ученикам построения перспективы возможного дела.
2. Совместное с учениками планирование жизни микрогруппы на значительную перспективу (учебная четверть, полугодие и т.д.) как последовательная цепь ТД. Информация и презентация идей на общем сборе микрогруппы учителем или ведущими из числа учеников - вспомогательные вопросы, сопоставление мнений, развитие и обобщение предложений, выработка стратегии ТД.
3. Совместная подготовка ТД: тактическое планирование, программы для микрогруппы, уточнение планов, разработка вариантов.
4. Проведение ТД: осуществление плана со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла.
5. Совместное подведение итогов: анализ положительного и отрицательного,  обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений.
6. Совместный анализ ближайших последствий ТД: совместное определение результативности для участников близкого и дальнего окружения.

1.Алгоритм организации творческой деятельности в микрогруппе имеет свои особенности. Основная состоит в том, что функции инициатора, организатора и контролера выполняет временная инициативная группа (далее - ВИГ). Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ученика и два-три ничем не выдающихся ученика и обязательно учитель. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ученик (ученики) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои "малые таланты", нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться самым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ - временное объединение, в связи, с чем каждый ученик в классе получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие "актив" утрачивает свою элитарную притягательность.
1.1 Выборы ВИГ происходят на классном часе,(можно  за неделю до предполагаемого ТД). На первых порах они происходят под руководством учителя, в дальнейшем потребность в нем отпадает, микрогруппа прибегает к его помощи только в крайних ситуациях, с каждым ТД становясь все более самостоятельной.

Выборы могут происходить по трем сценариям:
 а) предлагаются собственные кандидатуры учениками - классный руководитель следит за уравновешенной компоновкой ВИГ;
 б) ученики предлагают в состав ВИГ своих товарищей;
 в) классный руководитель сам назначает членов ВИГ. Наиболее эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант.
ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором учеников микрогруппы, контролером и аналитиком ТД, под руководством учителя.
1.2. ВИГ  приступает к разработке ТД: придумывает название, эпиграф, девиз, составляет программу и план действий.
1.3. На этом этапе распределяются обязанности кураторов - членов ВИГ за отдельными группами по подготовке ТД. За каждым участником микрогруппы закрепляются определенные задания.
1.4. Задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД.
1.5. Совместная подготовка ТД,  ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.
1.6. Проведение ТД,  ВИГ проводит активное наблюдение и оказывает помощь участникам.
1.7. Подведение итогов, анализ эффективности ТД. Прекращение работы ВИГ. Создание новой ВИГ.

2. Содержание основных алгоритмов.
Совместное планирование
 Общий сбор (общее собрание, 5 – ти минутка, на перемене) - "старт", на котором составляется план общего дела или целого периода жизни (с помощью вопросов-задач типа: что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?
- конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;
- анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т. п.)

3.Совместное обсуждение и оценка сделанного,
- общий сбор (общее собрание)  обсуждаются итоги проведения дела или периода жизни (по вопросам- задачам такого типа: Что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее?);
- анкеты оценки (Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам? и т.п.)
- общий сбор (общее собрание) сообща обсуждаются итоги жизни в истекшем периоде, и составляется план дел на новый период.
- обязательно в конце четверти совместное  подведение итогов,  другими словами « презентация  каждого»,  где наглядно можно увидеть какие успехи у каждого ученика, это  способствует формированию позитивной Я – концепции личности, помогает открыть глаза друг  другу с целью создания ситуации успеха в лице своих одноклассников, стимулирует к дальнейшей работе, способствует самоутверждению.

Важное место в воспитании отвожу общению. Для овладения культурой общения организую – тематические часы  общения. Это комплекс специально разработанных упражнений на общение, в которых используется сохранный эмоциональный  потенциал.
Важное условие -  создание ситуации успеха в любом деле, закрепление в психике стереотипа «я могу», а из него вытекают – «мне это нравится», «я хочу», стремление понять каждого ученика, не ограничивать общение только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным классом, участие в общешкольных мероприятиях, праздниках помогает расширить рамки общения.
 При подготовке  мероприятий  создаются группы детей (2-3 человека)  с учетом предпочтения, интересов, личного желания, назовем это временным объединением,  для того чтобы в «микро» группе ребенок мог больше реализовать свои способности, в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрыть свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться даже самым неуверенным в себе.

Мечтой большинства педагогов является желание дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его способности и  возможности. Очевидно,  что путь к осуществлению данной мечты – направление развития личности , во всех ее видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела.  
В зависимости от того, как человек адаптируется, приспосабливается в коллективе, в его сознании идет процесс формирования чувства коллективизма. Коллективизм (от латинского coiligere — соединять) — чувство глубокой солидарности с коллективом, осознание себя частью коллектива, готовность ставить общие интересы выше личных. Коллективизм развивается в результате приобретения человеком социально-психологического опыта. Это нравственное свойство и психологическое состояние означает направленность личности не на собственное «Я», а вне себя, на других людей, стремление делать добро, переживать чужую боль, приносить себя в жертву, бороться против подавления личности, конформизма [1].
В зависимости от социальной среды, внутренних связей в коллективе, гармонизации человека с коллективом в целом, коллективизм как качество личности проявляется на различных уровнях, которые в порядке гипотезы были определены нами как:
1.     Социально-неадаптированный.  На этом уровне находятся люди, которые в коллективе себя никак не проявляют. Они не считают себя частью коллектива и не участвуют в коллективных делах.
2.     «Плавающий». К этому уровню относятся люди, для которых безынициативность — принцип жизни в коллективе, но для общего дела согласятся что-то сделать, если их попросят. Этот уровень, может быть принят за нулевой и считаться точкой отсчета при изучении уровней коллективизма.
3.     Конкретно-практический уровень. Люди, достигшие этого уровня конкретными делами «помогают» коллективу, осознают свою значимость и необходимость
4.     Организаторский уровень. На этом уровне человек проявляет свои способности, таланты на благо всех; он организатор всего — умеет давать поручения людям, которые с ним справятся, как показывают результаты наших исследований. Такого уровня могут достигнуть не все в коллективе, а лишь некоторые лидеры, которым не безразлична судьба коллектива.
При обработке методики на уровень сплоченности группы было выяснено, что наиболее высокие показатели сплоченности у пятого и десятого классов, а седьмой показал себя в меньшей степени дружным и единым целым.
На основе наблюдений и бесед с учащимися было выяснено, что наиболее важное значение для формирования чувства коллективизма имеют:
        для пятиклассников (11–12 лет) — сплоченность, ответственность, чувство долга перед товарищами, осознание общего дела;
        для семиклассников (13–14 лет) — дружность, ориентировка на общечеловеческие ценности, сплоченность, помощь друг другу, чувство долга и единства с коллективом;
        для десятиклассников (15–16 лет) — ориентировка на коллектив, его цели, намерения; сплоченность, индивидуальность коллектива; внутриколлективные отношения, чувства рефлексии, взаимопомощи.
Однако выделены показатели, которые варьируются с возрастом учащихся. Для пятиклассников менее значимым является осознание общего дела. В этом возрасте преобладает внешняя ориентация на коллектив. Внутренне ребята еще не осознают себя частью коллектива — они только закончили начальную школу, в связи с чём с трудом ориентируются в новой социальной среде.
Для семиклассников вариативным является чувство сплоченности, которое по степени значимости невелико; дружба — одно из важных для них качеств. Но она опять является проявлением внешних черт чувства коллективизма. Здесь могли сыграть свою роль психологические особенности возраста. В этом классе происходит постепенный переход на новую ступень — осознания себя частью коллектива, общества в целом, чувство нужности людям.
Для десятиклассников вариативными качествами могут являться индивидуальность коллектива, т.е. такое понимание коллектива, при котором важным является максимально высокое индивидуальное развитие каждого его члена, межличностные связи в коллективе. В этом классе ребята уже перешли на более высокий уровень осознания, понимания себя частью коллектива — уровень индивидуальности, который дает человеку утвердиться в коллективе, обществе.
Однако выделены показатели, которые варьируются с возрастом учащихся. Для пятиклассников менее значимым является осознание общего дела. В этом возрасте преобладает внешняя ориентация на коллектив. Внутренне ребята еще не осознают себя частью коллектива — они только закончили начальную школу, в связи с чём с трудом ориентируются в новой социальной среде.
Для семиклассников вариативным является чувство сплоченности, которое по степени значимости невелико; дружба — одно из важных для них качеств. Но она опять является проявлением внешних черт чувства коллективизма. Здесь могли сыграть свою роль психологические особенности возраста. В этом классе происходит постепенный переход на новую ступень — осознания себя частью коллектива, общества в целом, чувство нужности людям.
Для десятиклассников вариативными качествами могут являться индивидуальность коллектива, т.е. такое понимание коллектива, при котором важным является максимально высокое индивидуальное развитие каждого его члена, межличностные связи в коллективе. В этом классе ребята уже перешли на более высокий уровень осознания, понимания себя частью коллектива — уровень индивидуальности, который дает человеку утвердиться в коллективе, обществе.


Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить пять групп параметров.
  • Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды.
  • Параметры второй группы характеризуют деятельность класса,
  • Третьей – взаимоотношения в нем,
  • Четвертой - внешние связи класса,
  • Пятой - положение ребенка в классе.
Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик класса. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития классного коллектива.
На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно
соориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться и оно неустойчиво. К концу этой стадии появляется заинтересованность в совместных делах, но не у всех членов коллектива. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые.
Каждый ребенок в этот период старается найти друзей,
микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Обычно к концу этой стадии одноклассники при наличии разнообразной и интересной для них деятельности делают ее объектом своих обсуждений.
Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатий, но чаще на основе общности интересов. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями, либо
обладающие соблазнительными для других вещами (компьютер, музыкальные записи и т.п.). В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются уже на первоначальной стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. На этой стадии развития коллектива происходит и в основном завершается "узнавание" не только друг друга его членами, но и узнавание микрогрупп. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в совместной деятельности коллектива, когда каждая микрогруппа играет в ней особую роль. При этом происходит выдвижение лидирующей микрогруппы, направленность и нормы
которой могут стать направленностью и нормами всего класса. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются
принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения. Чувство "мы - единое целое", "мы - коллектив" возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные.
Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств.
Уже к завершению первоначальной стадии развития коллектива появляется осознание себя, как части общешкольного коллектива, вместе с тем вклад класса в общешкольные дела может быть различен в зависимости от организации его жизнедеятельности. Контакты с другими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны.
К окончанию первой стадии большинство учащихся принимает цели коллектива и участвует в коллективных делах, но доля этого участия неодинакова, часть учащихся (актив) уже на этом этапе получает возможность проявления своих творческих возможностей.
На второй стадии развития коллектива класс еще не становится инструментом воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Однако на этой стадии все большее значение для класса приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. К ее концу коллектив в деятельности сориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим. Класс часто стремится к разнообразию деятельности, но в любом виде ему необходимы ощутимый результат, признание успехов.
К завершению второй стадии, как правило, создается работоспособный актив, хотя учащиеся и испытывают еще определенные затруднения в организации самоуправления. Круг общения их расширяется за счет других детских коллективов и объединений, за счет членов педагогического
коллектива. Значительный объем общения посвящен классной жизни, интересным творческим формам ее организации.
К завершению второй стадии развития классного коллектива уже складывается четкая структура деловых отношений, приходят в соответствие деловые и эмоционально-психологические отношения. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменения в их составе сводятся, как правило, к введению в группу или выведению из нее одного, двух членов, однако полностью микрогруппы обычно не распадаются. Увеличивается число контактов между группами, порой наблюдается их слияние. Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. В этот период коллектив
класса уже способен решать возникающие в нем конфликты самостоятельно. Это связано с действенностью общественного мнения, с осознанием большинством себя членами единого классного коллектива, с желанием сделать
его лучше, с потребностью каждого ощущать в нем свою защищенность. Эмоциональный климат в это время достаточно устойчив и доброжелателен.
 К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют "изолированные" школьники, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов. Развивается активность, и что особенно важно, ответственность за класс и своих товарищей у большинства членов коллектива. Возникают некоторые
объективные условия (сформировавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства "мы - коллектив" и т.д.) для развития и проявления творческой индивидуальности, что само по себе становится ценным для коллектива. Активно используются знания и умения каждого ребенка в жизнедеятельности коллектива.
По мере дальнейшего развития классный коллектив переходит на третью стадию своего развития. В этот период особенно важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям, то есть осуществление нравственной цели. Эта цель в значительной степени определяет всю
организацию жизни коллектива. Самоуправление действительно становится способом организации всех основных сфер жизнедеятельности коллектива, каждый его член занимает активную и ответственную позицию во всем, что происходит в классе. Наиболее яркой особенностью этой стадии развития коллектива является гуманистический характер отношений в нем, когда каждый школьник представляет собой ценность для класса. Одно из важнейших следствий развития внутриклассных отношений - рост возможностей для личностного самовыражения и самоутверждения каждого школьника за счет реализации своих творческих задатков. Деловые и эмоционально-психологические отношения в это время гармонично связаны между собой. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий или антипатий. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистическую направленность. Конфликты в коллективе единичны, школьники, в основном, способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности. Атмосфера коллектива становится, как правило, все более устойчиво оптимистической и доброжелательной. Общественное мнение сформировано и может быть использовано как мощный фактор регулирования жизни класса. Коллектив класса становится полноценной ячейкой общешкольного коллектива, в связях его с другими классами преобладают отношения взаимопомощи. Классу свойственно стремление к участию в совместных делах, исчезают отношения соперничества между классами. Чувство защищенности на этой стадии развития классного коллектива становится характерно для каждого его члена и, что особенно важно, оно сразу возникает у новичков.
Так охарактеризована  идеальная  модель процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести существенные коррективы в реализацию этой модели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий