О каком же качестве обучения может идти речь?
Ситуация усугубляется еще и тем, что в некоторых школах мастерские непонятным образом исчезли. Представьте себе урок трудового обучения в обычной комнате, без верстаков, тисков, станков и инструментов! Иногда в таких импровизированных «кабинетах» трудового обучения еще и другие предметы изучают. Ну не издевательский ли это эксперимент? И кому же это на руку? Ну, не верю я, что эта тупость ни кем не замечена. Или плевать всем? Станки и учебное оборудование списывают и «сдают» на металлолом, якобы выполняя план по сдаче металла! Рабочие, пусть старые, но рабочие станки – в утиль! Замечательно! Готовьтесь, Господа трудовики к олимпиадам и показывайте высший балл!
А черчение? А зачем нам черчение? У нас же дети в инженеры не пойдут. Так, позвольте, а кто пойдёт в инженеры? А если и пойдут? Как они будут учиться? ЗОЖ, ОБЖ, МПБ и т.п. Просто супер! Инженеры и технари нам не нужны! Ура, товарищи! Черчение и труд, зачем нам!? На протяжении всей русской истории были, а здесь…, вдруг что-то случилось!
Со мной кто-нибудь согласен?
Знания и умения современного школьника существенно отличаются от тех, которые получали его предшественники. Например, в 1990 году девятиклассник знал основы столярного, слесарного, токарного мастерства, а сейчас даже швабру не каждый сделает, зато какие красивые термины: «креативность», «компетенции», «куррикулум», «модернизация», «оптимизация»… Когда ко мне на урок приходит новый ученик из другой школы, я задаю ему вопрос: «Что вы делали у себя на уроках трудового обучения?». И, как правило, слышу: «Ничего», «Не помню», «А у нас учителя не было». Под разными предлогами в школы уже внедрили или пытаются внедрить другие предметы, необходимость которых весьма сомнительна…
Я не прав? Ну, возразите мне!
Еще одна проблема: наш предмет никак материально не поддерживается государством. В олимпиадных заданиях, учебной программе чётко сказано, что каждый участник должен составить проект и изготовить изделие из таких-то материалов и с применением таких-то инструментов. Но не сказано, за чей счет приобретать эти материалы и инструменты, и откуда они берутся. Нередки случаи, когда учитель сначала идет на рынок, и там закупает всё необходимое за свои кровные, а потом – на урок, кружок или олимпиаду!
Я понимаю, что нарисовал перед вами довольно мрачную картину состояния трудового обучения. Но есть еще педагоги в нашей стране (имею ввиду страны СНГ - бывший СССР), которые выдержали все реформы и по-прежнему учат детей делать прекрасные вещи, передают им свои уникальные знания и умения. Это замечательные учителя, учителя с 10-20 летним стажем (прямо как я, например, или ВЫ ). А молодёжь долго в трудовиках не задерживается…
Ученые всего мира пытаются решить проблему, как сделать образование таким, чтобы затрачиваемые на него средства оправдывали результат. Естественно, при существующей материальной базе учебных мастерских и других наших бедах было бы чудом получить его.
Более полувека этот предмет существует в школьных программах и как никакой другой соответствует компетентностному (какое слово интересное) подходу в образовании. Только на уроках технологического воспитания знания, полученные при изучении различных наук, ученик может применить на практике. Почему же это стремление школьников приложить свои руки, знания к изготовлению конкретной поделки не только не поощряется, но и уничтожается на государственном уровне?
Но кто возразит мне?
Есть такие?
Комментариев нет:
Отправить комментарий