15 февраля 2012 г.

В ШКОЛАХ ГОТОВЯТ БЕЛОРУЧЕК


- Я когда вырасту, сам построю дом!
- И у тебя получится?

Разбираемся, почему детей больше не учат, как пришить пуговицу, забить гвоздь и починить розетку. А учат никому не нужным в реальной жизни знаниям, которые забываются сразу после скучных серых уроков.
Чиновники с завидным постоянством твердят: рынку труда не хватает синих воротничков! Мол, молодежь теперь в техникумы не заманишь. За станками уже стоять некому!
- А откуда взяться-то синим воротничкам?! - с грустью рассуждает заслуженный учитель, с тридцатилетним педагогическим стажем. - Уроки труда  в школах вымирают. А детей теперь учат не руками работать, а в двухступенчатой цилиндрической зубчатой передаче обороты ведущего вала рассчитывать сидя за тетрадью, да язык программирования изучать…
Новое поколение вырастает белоручками!
Мастерские похожи на заброшенные склады. Нет инструментов, старое изношенное оборудование, сделанное ещё в СССР, нет почти ничего! В больших городских школах ещё как-то выживают. А вот на селе…
Да и предмет "Трудовое обучение"  как таковой и за предмет то не считается…   Так, что-то непонятное. Толи дело информатика, математика, физика!
Диплом инженера получит, а розетку не починит.
Возможно, современные родители возразят: что плохого в уроках компьютерной грамотности? По крайней мере изучать Word с Exel'ем полезнее, чем вытачивать на станке никому не нужные детальки.
- У нас и так вся школьная программа заточена на то, чтобы подростка подготовить к поступлению в вуз,  - рассуждает учитель трудового обучения. - Но ведь школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок труда - это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные на физике, химии, географии, геометрии и даже в последнее время информатики.Проектный метод обучения тесно подразумевает работу учащихся с новыми информационными технологиями. Компьютер ребята и без учителей знают как свои пять пальцев, а вот самостоятельно починить розетку может далеко не каждый одиннадцатиклассник. Вот и в жизни потом будут мастера вызывать. И мужчина в доме и не умеет ничего! Женщинам смешно! Да и вообще…
Урок труда - это не модно?
Уроки информатики - это модно, современно и... выгодно.  Компьютеры стоят дешевле, чем современные токарные станки, верстаки, оборудование для электромастерской. На их закупку можно получить деньги от спонсоров. А кто расщедрится на допотопный сверлильный станок? Да и зачем?
 Сейчас в школы поставляются интерактивные доски, оборудование для классов физики, химии, биологии, географии. В каждой школе компьютерный класс! И это правильно! Так нужно в современной школе. Но  вот централизованных закупок станков и оборудования для школьных мастерских не происходит. Почему?
Я не могу говорить за всех и каждого, но в большинстве случаев это именно так. Особенно в провинции.

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Еще один шаг к технологической отсталости?
-Ручной труд вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром. В итоге в техникумы, вузы, на производство приходят молодые люди, которые ничего и ни разу в жизни не сделали своими руками. Вот вам и логика! Стоит только убрать из расписания всего лишь один урок труда, и через несколько лет страна сделает еще один шаг к технологической отсталости.
В целом  на уроки труда в школьной программе отведено в 2 - 3 раза меньше времени, чем на изучение иностранных языков или искусства.
Плюс к этому за последнее десятилетие количество часов, выделяемых на изучение трудового обучения, урезали примерно наполовину.
В то же самое время предмет «технология» изучают школьники в большинстве ведущих стран мира - Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швеции и т. д. Он входит в пятерку обязательных занятий для учеников всех возрастов.
 ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Теорема Пифагора не важнее умения прикрепить полочку к бетонной стене!
Когда я писал этот материал, в памяти то и дело всплывали эпизоды с уроков труда в моей молодости. Не скажу, что посещал тогда эти занятия с особым восторгом. Глупеньким был. Жутко раздражало тогда пилить, строгать, что-то размечать, часами мастерить какие-то коробочки из жести. Или стоя за токарным станком пытаться выточить хоть что-то похожее на скалку. Тогда раздражало - сейчас радует! А что, мне и вправду теперь кажется, что сделать что-то своими руками, починить неисправную вещь, да просто шуруп правильно ввинтить, не менее важно, чем  процитировать теорему Пифагора в какой-нибудь высокоинтеллектуальной компании.
Я до сих пор радуюсь тому, что из всех моих одноклассников выросли нормальные мужики, с РУКАМИ. А меня даже «чёрт дёрнул» ещё и учителем труда стать! Но я нисколько об этом не жалею! Моё поколение всё с «правильно заточенными руками». А вы посмотрите на современную молодёжь. Что умеет она? Windows переустановить? Что-то я очень сомневаюсь, что их этому на уроках информатики учат. А жаль…  Лично я могу и это…
   Нет, это не хвастовство – это правильное Советское образование! Универсальное, настоящее!
Жаль только, что, если когда-нибудь я попрошу своего племянника починить мне что-нибудь (так, для интереса), он, скорее всего,  покрутит пальцем у виска, чем сделает простую работу самостоятельно.
Как вам такое будущее?
Может быть, я и не прав. Может 21 век и предусматривает это…
Но, до роботов у нас ещё очень далеко….
Ох, как далеко…

Комментариев нет:

Отправить комментарий