17 октября 2012 г.

ТРЕНИНГ: ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕММЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

План тренинга
Организационный блок.

1. Упражнение «никто из вас не знает, что я…»
Та как многие участники тренинга уже знакомы друг с другом, то каждый, называя себя еще раз, добавляет о себе какую то информацию, которая, по его мнению, никому не известна.
2. Принятие правил работы в групповом тренинге.
Предлагают сами участники. Все предложения записываются на флипчарт. 
Но выбрать нужно не более 5. Все правила принимаются голосованием.
Задача тренера - проследить, чтобы в «пятерке» остались основные правила, способствующие созданию доброжелательной и творческой атмосферы.
3. Ожидания участников. «Упражнение дерево – ожиданий»
Всем участникам предлагается написать на стикерах, что они ждут от столь необычного тренинга, что их волнует, чего бы они хотели достичь в процессе этой работы. Все ожидания вывешиваются на видном месте, затем, чтобы в конце тренинга к ним возвратиться.


Основная часть.

Блок 1 «Гендерное просвещение».

Упражнение «Презентация личного гендерного образа»
Задание. Представить себя в группе в качестве мужчины или женщины (в соответствии с полом)
С группой школьников можно использовать методику незаконченных предложений.
Упражнение направлено на осознание своей гендерной роли.
Инструкция каждому участнику

Пожалуйста, закончите нижепредставленные незаконченные предложения:
Я девушка (юноша ), потому что___________________________________
Я девушка (юноша ), и хочу, чтобы __________________________
Я девушка (юноша ), и для меня____________________________________
Я девушка (юноша ), и не терплю, когда_______________________________
Я девушка (юноша ), и могу__________________________________________
Я девушка (юноша ), и знаю, что ______________________________________
Я девушка (юноша ), и делаю _________________________________________
Я девушка (юноша ), и опечалена тем, что______________________________


После заполнения бланков нужно обсудить полученные результаты в малых группах или в парах ( в зависимости от состава группы), после чего проводится общегрупповая дискуссия:

  • Предлагается выяснить основные черты девушек и основные черты  юношей
  • Необходимо найти сходство и различие
  • Особое внимание обращается на черты женственности и мужественности
  • Чем важны эти черты для воспитания мужчины и женщины?
  • Какова роль женщины и какова роль мужчины в современном мире?
  • Что происходит, если воспитание идет по противоположному типу?
  • К чему это может привести?

Обсуждение личных презентаций

В процессе обсуждения ведущий может указать на то, что в представлениях себя
группе участники преимущественно говорят не о биологических признаках мужчин и
женщин, а о таких личностных качествах, которые возникают и проявляются только в
процессе межличностного взаимодействия и в социальном пространстве. Также следует
обратить внимание аудитории на то, что собственно половые признаки очень редко
выступают теми личностными характеристиками, которыми мы пользуемся для
презентации своего образа в качестве мужчины или женщины. При этом отдельные
личностные характеристики могут быть общими в гендерных образах как мужчин, так и
женщин.
Во время обсуждения ведущий может заострить внимание на том факте, что
большинство предъявляемых характеристик оказываются непосредственным образом не
связанными с биологическим полом, хотя студентам было дано задание представить себя
в качестве мужчины или женщины. Из этого можно сделать вывод, что данные понятия и
характеризующие их признаки, которые на поверхности сознания связываются с
биологическими факторами, на самом деле определяются социальными отношениями и
ситуациями межличностного взаимодействия. Если бы пол и тендер представляли собой
взаимозависимые переменные, то в презентациях участников непременно в равной степени оказались бы представлены морфофункциональные (биологические) и социально-
психологические характеристики. Однако, несмотря на явные морфо-функциональные
различия участников между собой, большинство из этих характеристик не находят места
в определениях себя в качестве мужчин или женщины. Следовательно, в реальной
практике взаимодействия мужчин и женщин между собой основной акцент в восприятии
различий делается именно на социально детерминированных характеристиках, а сами
понятия мужского и женского отражают содержание социальных, а не биологических
качеств.

Мини лекция «Гендерное просвещение»

В России под гендером понимают социальный пол человека, роль символических и материальных обстоятельств в конструировании полового неравенства людей, а также традиционные представления этнокультуры о роли, психологических, поведенческих и полоролевых особенностях человека.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных
биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.
 Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ « мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»

1.Как же на самом деле реализуются эти права и возможности?
2.Что становится камнем преткновения для того, чтобы представители обоих полов чувствовали себя равноценными гражданами своего государства?
3. И насколько это важно для нового поколения?
 В результате исследования гендерных проблем в РФ выявлено, что большую роль в их возникновении играют гендерные стереотипы патриархального общества, где мировосприятие основано на мужских представлениях о ценности  женщины как субъекта общения. На фоне меняющегося во всех отношениях мира такой взгляд давно устарел.
Стереотипы – синоним предвзятых представлений, ложных образов.

Стереотип 1
Ницше Ф. « Удел женщины – дети, кухня, церковь»
Чехов А.П. « Печенег» « Да разве баба может думать? Нечем ей думать!»
Стереотип 2
«Принимать окончательные решения могут только мужчина»
Стереотип 3
«Для женщины неприлично быть незамужней»
Стереотип 4
«Мужчина может лучше адаптироваться к новым и трудным условиям, чем женщина»
Стереотип 5
«Мужчины не должны плакать»
Стереотип 6
«Это не мужское дело!»
Стереотип 7
«Все мужчины хотят только одного!»

Упражнение «Перевертыши»
«Мозговой штурм» и групповое обсуждение
Цель: осознать реальные различия между мужчинами и женщинами.

Типично мужские качества
Типично женские качества










На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две колонки записать «типично мужские» и «типично женские» качества, которые слушатели зачитывают из заполненных анкет. Как правило, в каждой, оказывается, от 10 до 30 качеств.
Преподаватель обращает внимание аудитории на то, что это знание взято из опыта
участников занятия. Затем предлагается обсудить, какие из перечисленных качеств всегда
принадлежат только девочкам и женщинам, а какие — мальчикам и мужчинам.
Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а затем во второй колонке,
преподаватель просит всех подумать:

Встречались ли в жизни женщины/мужчины с противоположными качествами
(добрая — злая, умный — глупый, сильный — слабый, заботливая — эгоистка и т. д.)?
Может ли этим же качеством обладать человек другого пола (женщина может быть
мужественной)?
Может мужчина быть нежным и заботливым?

Аудитория неизбежно приходит к выводу, что явными и бесспорными являются только
физиологические различия.
Все остальное — относительно, различия между индивидами в одной половой группе могут превосходить различия между полами.
Задача преподавателя - обратить внимание на относительность и конструируемость
представлений, на то, что реальное противоречие и разнообразие социополового поведения людей в жизни недостаточно рефлексируется и осознается. Общество неосознанно тяготеет к мифам о «предопределенности поведения полов». Даются пояснения относительно того, что когда мы говорим  о «мужчине и женщине», то мы имеем в виду биологический пол.
Когда мы рассуждаем о «женском и мужском», то имеем в виду социальные
характеристики. Их принято теперь называть гендерными.
В связи с этим преподаватель предлагает студентам проанализировать последствия для индивида гендерных ожиданий общества.

«Мозговой штурм» на тему «Кто формирует и поддерживает гендерные
стереотипы?»
Цель: формировать представления об институтах гендерной социализации и тендерных
технологиях.
Как правило, студенты легко устанавливают список факторов гендерной
социализации: традиции, культура, религия и церковь, семейное воспитание, образование и различные образовательные учреждения, «улица», сверстники, значимые взрослые, СМИ, поп-музыка, искусство и литература и др.

Рефлексия тренинга
1.Как мы шли.
2.Что запомнилось, отпечаталось ярче, чётче всего?
3.Какова была последовательность событий, действий?



Комментариев нет:

Отправить комментарий