План тренинга
Организационный
блок.
1. Упражнение
«никто из вас не знает, что я…»
Та как многие участники тренинга
уже знакомы друг с другом, то каждый, называя себя еще раз, добавляет о себе
какую то информацию, которая, по его мнению, никому не известна.
2. Принятие правил работы в групповом тренинге.
Предлагают сами участники. Все
предложения записываются на флипчарт.
Но выбрать нужно не более 5. Все
правила принимаются голосованием.
Задача тренера - проследить,
чтобы в «пятерке» остались основные правила, способствующие созданию
доброжелательной и творческой атмосферы.
3. Ожидания участников. «Упражнение дерево – ожиданий»
Всем участникам предлагается
написать на стикерах, что они ждут от столь необычного тренинга, что их
волнует, чего бы они хотели достичь в процессе этой работы. Все ожидания
вывешиваются на видном месте, затем, чтобы в конце тренинга к ним возвратиться.
Основная часть.
Блок 1 «Гендерное просвещение».
Упражнение «Презентация личного гендерного образа»
Задание. Представить себя в группе в качестве мужчины или
женщины (в соответствии с полом)
С группой школьников можно использовать методику незаконченных
предложений.
Упражнение направлено на осознание своей гендерной роли.
Инструкция каждому участнику
Пожалуйста, закончите
нижепредставленные незаконченные предложения:
Я девушка (юноша ), потому что___________________________________
Я девушка (юноша ), и хочу, чтобы __________________________
Я девушка (юноша ), и для меня____________________________________
Я девушка (юноша ), и не терплю, когда_______________________________
Я девушка (юноша ), и могу__________________________________________
Я девушка (юноша ), и знаю, что ______________________________________
Я девушка (юноша ), и делаю _________________________________________
Я девушка (юноша ), и опечалена тем, что______________________________
После заполнения бланков нужно обсудить полученные
результаты в малых группах или в парах ( в зависимости от состава группы),
после чего проводится общегрупповая дискуссия:
- Предлагается выяснить основные черты девушек и основные черты юношей
- Необходимо найти сходство и различие
- Особое внимание обращается на черты женственности и мужественности
- Чем важны эти черты для воспитания мужчины и женщины?
- Какова роль женщины и какова роль мужчины в современном мире?
- Что происходит, если воспитание идет по противоположному типу?
- К чему это может привести?
Обсуждение личных презентаций
В
процессе обсуждения ведущий может указать на то, что в представлениях себя
группе
участники преимущественно говорят не о биологических признаках мужчин и
женщин,
а о таких личностных качествах, которые возникают и проявляются только в
процессе
межличностного взаимодействия и в социальном пространстве. Также следует
обратить
внимание аудитории на то, что собственно половые признаки очень редко
выступают
теми личностными характеристиками, которыми мы пользуемся для
презентации
своего образа в качестве мужчины или женщины. При этом отдельные
личностные
характеристики могут быть общими в гендерных образах как мужчин, так и
женщин.
Во
время обсуждения ведущий может заострить внимание на том факте, что
большинство
предъявляемых характеристик оказываются непосредственным образом не
связанными
с биологическим полом, хотя студентам было дано задание представить себя
в
качестве мужчины или женщины. Из этого можно сделать вывод, что данные понятия
и
характеризующие
их признаки, которые на поверхности сознания связываются с
биологическими
факторами, на самом деле определяются социальными отношениями и
ситуациями
межличностного взаимодействия. Если бы пол и тендер представляли собой
взаимозависимые
переменные, то в презентациях участников непременно в равной степени оказались
бы представлены морфофункциональные (биологические) и социально-
психологические
характеристики. Однако, несмотря на явные морфо-функциональные
различия
участников между собой, большинство из этих характеристик не находят места
в
определениях себя в качестве мужчин или женщины. Следовательно, в реальной
практике
взаимодействия мужчин и женщин между собой основной акцент в восприятии
различий
делается именно на социально детерминированных характеристиках, а сами
понятия
мужского и женского отражают содержание социальных, а не биологических
качеств.
Мини лекция «Гендерное просвещение»
В России под гендером
понимают социальный пол человека, роль символических и материальных
обстоятельств в конструировании полового неравенства людей, а также
традиционные представления этнокультуры о роли, психологических, поведенческих
и полоролевых особенностях человека.
Современная
гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных
биологических,
социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами.
Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их
социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на
основе этих различий.
Гендерный подход основан
на идее о том, что важны не биологические или физические различия между
мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает
общество этим различиям.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ « мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности для их реализации»
1.Как
же на самом деле реализуются эти права и возможности?
2.Что
становится камнем преткновения для того, чтобы представители обоих полов чувствовали
себя равноценными гражданами своего государства?
3. И
насколько это важно для нового поколения?
В результате исследования гендерных проблем в
РФ выявлено, что большую роль в их возникновении играют гендерные стереотипы
патриархального общества, где мировосприятие основано на мужских представлениях
о ценности женщины как субъекта общения.
На фоне меняющегося во всех отношениях мира такой взгляд давно устарел.
Стереотипы
– синоним предвзятых представлений, ложных образов.
Стереотип 1
Ницше
Ф. « Удел женщины – дети, кухня, церковь»
Чехов
А.П. « Печенег» « Да разве баба может думать? Нечем ей думать!»
Стереотип 2
«Принимать
окончательные решения могут только мужчина»
Стереотип 3
«Для
женщины неприлично быть незамужней»
Стереотип 4
«Мужчина
может лучше адаптироваться к новым и трудным условиям, чем женщина»
Стереотип 5
«Мужчины
не должны плакать»
Стереотип 6
«Это не
мужское дело!»
Стереотип 7
«Все
мужчины хотят только одного!»
Упражнение
«Перевертыши»
«Мозговой штурм» и групповое обсуждение
Цель: осознать реальные различия
между мужчинами и женщинами.
Типично
мужские качества
|
Типично
женские качества
|
На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две
колонки записать «типично мужские» и «типично женские» качества, которые
слушатели зачитывают из заполненных анкет. Как правило, в каждой, оказывается,
от 10 до 30 качеств.
Преподаватель обращает внимание аудитории на то, что это знание
взято из опыта
участников занятия. Затем предлагается обсудить, какие из
перечисленных качеств всегда
принадлежат только девочкам и женщинам, а какие — мальчикам и
мужчинам.
Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а затем
во второй колонке,
преподаватель просит всех подумать:
• Встречались ли в жизни женщины/мужчины с противоположными
качествами
(добрая — злая, умный — глупый, сильный — слабый, заботливая —
эгоистка и т. д.)?
• Может ли этим же качеством обладать человек другого пола (женщина
может быть
мужественной)?
• Может мужчина быть нежным и заботливым?
Аудитория неизбежно приходит к выводу, что явными и бесспорными
являются только
физиологические различия.
Все остальное — относительно, различия между индивидами в одной
половой группе могут превосходить различия между полами.
Задача преподавателя - обратить внимание на
относительность и конструируемость
представлений, на то, что реальное противоречие и разнообразие
социополового поведения людей в жизни недостаточно рефлексируется и осознается.
Общество неосознанно тяготеет к мифам о «предопределенности поведения полов».
Даются пояснения относительно того, что когда мы говорим о «мужчине и женщине», то мы имеем в виду
биологический пол.
Когда мы рассуждаем о «женском и мужском», то имеем в виду
социальные
характеристики. Их принято теперь называть гендерными.
В связи с этим преподаватель предлагает студентам проанализировать
последствия для индивида гендерных ожиданий общества.
«Мозговой штурм» на
тему «Кто формирует и поддерживает гендерные
стереотипы?»
Цель: формировать представления об
институтах гендерной социализации и тендерных
технологиях.
Как правило, студенты легко устанавливают список факторов
гендерной
социализации: традиции, культура, религия и церковь, семейное
воспитание, образование и различные образовательные учреждения, «улица»,
сверстники, значимые взрослые, СМИ, поп-музыка, искусство и литература и др.
Рефлексия тренинга
1.Как
мы шли.
2.Что
запомнилось, отпечаталось ярче, чётче всего?
3.Какова
была последовательность событий, действий?
Комментариев нет:
Отправить комментарий